АГЕНТСТВО КОНТЕКСТНОЙ РЕКЛАМЫ ПАВЛА БЕРСЕНЁВА
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (КОНЦЕПЦИЯ) ДЛЯ САЙТА
#тз #концепция #анализ ниши #прототипы

Планируете разработку сайта или обновление уже существующего? Убедились, что поведение покупателей изменилось? Нужен новый подход к созданию интернет-ресурса, и без качественного технического задания не обойтись?
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (КОНЦЕПЦИЯ) ДЛЯ САЙТА
#тз #концепция #анализ ниши #прототипы

Планируете разработку сайта или обновление уже существующего? Убедились, что поведение покупателей изменилось? Нужен новый подход к созданию интернет-ресурса, и без качественного технического задания не обойтись?
Это верно отчасти. ТЗ можно сравнить с проектом дома, в котором вы планируете прожить долго, комфортно и без глобальных переделок. Но, кроме проекта дома, еще нужно подыскать участок, изучить инфраструктуру, выполнить геологические исследования грунта и другие подготовительные работы, чтобы понять, можно ли построить дом вашей мечты.
ТЗ или концепт?
Мы занимаемся разработкой концепции для сайтов. И, в отличие от технического задания (проекта), наша компания проводит подготовительные работы, исследования, и создает макеты дизайна (визуализацию).

Казалось бы, можно сразу обратиться в веб-студию, где техзадание уже входит в перечень работ по сайту. Зачем платить за концепцию?

Для бюджетных сайтов до 100 000 рублей зачастую ТЗ либо отсутствует, либо составляется «технарями», когда описывается функционал, особенности системы управления сайтом, настройки сервера и браузеры, в которых гарантируется корректная работа. Это внутренний документ для разработчиков. И в договоре обычно написано, что «неоднозначное понимание технического задания не может быть поводом для …». Продолжите сами.

Большая часть веб-студий из бюджетного сегмента не станет вникать в специфику работы вашей компании. Поэтому вопросы бизнеса, его продвижения и аналитики в интернете не рассматриваются, а само техзадание сложно воспринимать без «переводчика» на русский язык.

Концепция в нашем понимании ― это не столько про сайт, а скорее, про образ компании в интернете и создание информационного поля для вашего предприятия с учетом особенности продвижения и интернет-рекламы.

При разработке концепта мы преследуем несколько целей:
  • Достижение целей вашего бизнеса в интернете;
  • Создание удобного ресурса для ваших клиентов;
  • Привлечение целевой аудитории;
  • Экономия времени;
  • Экономия денег.
Хотите посмотреть пример концепта сайта? Напишите нам!
Аналитика: исследование ниши
Мы изучаем не только сам бизнес, какие материалы нужно разместить на сайте, но и поисковые запросы из сферы деятельности клиентов. Услуги, товары, сайты конкурентов, новые направления, смежные отрасли. Все, что помогает лучше понимать потребности потенциальных покупателей.

Например, изучая поисковый спрос для одной из стоматологических клиник, мы сделали два вывода:
  1. В работающих рекламных кампаниях сайт клиники теряет часть трафика, т.к. не всегда верно определяется регион посетителя, плюс потенциальные клиенты в других городах тоже ищут стоматологию в Пензе.
2. В клинике работают первоклассные специалисты, и установлено новейшее оборудование, поэтому услугами часто пользуются жители Москвы и области. Для этого направления мы изучили сферу стоматологического туризма, и создали на сайте соответствующий раздел.
Мы изучаем проблемы «старого» сайта, статистику посещений, поведение пользователей, конверсию. По итогам анализа того, какую информацию ищут в поисковиках потенциальные покупатели, мы формируем структуру сайта и требования к наполнению ― в каком виде, какое содержимое нужно для страниц.

Например, если мы видим, что ищут «реальные отзывы», то не только включаем в структуру сайта этот раздел, но и указываем, что кроме текстов должны быть и сканы оригиналов.
Аналитика также показала рост запросов по услугам клиники с мобильных устройств, поэтому мы добавили в концепт сайта прототипы страниц для смартфонов.
Пример итоговой структуры сайта:
  • Главная
  • Цены
  • Врачи
  • Отзывы
  • Контакты
  • Работы
  • О нас
  • Цены на имплантацию
  • Услуги
    • Имплантация
    • Протезирование
    • Виниры
    • Отбеливание
    • Брекеты
    • Удаление
    • Лечение
    • Лазерная стоматология
    • Лечение кисты
    • Детская стоматология
    • 3D-диагностика
    • Обезболивание
  • Стоматологический туризм
  • Правовая информация
  • Политика обработки персональных данных
  • Реквизиты
  • Договор на оказание услуг
  • Гарантийные обязательства
Привлечение целевого трафика: достижение целей
На этапе аналитики мы делаем прогноз рентабельности контекстной рекламы – можем оценить объем трафика, бюджет, стоимость посетителя, прогноз лидов и стоимость лида. Понимаем, стоит ли вкладываться в рекламу или поискать другие варианты привлечения трафика.

Это делается на основе поискового спроса на товары, услуги и другую информацию из сферы вашего бизнеса.
Если мы делаем прогноз для компании, которая производит и продает коммунальную технику, то составляем список «базовых» фраз, которые описывают товары, услуги и деятельность предприятия.

На основе этих данных и инструментов Яндекса определяем, какой объем аудитории и за какие деньги мы можем привлечь на сайт. При этом учитывается «мусор»(информационные фразы типа «вызвать машину ассенизатор»), трафик с партнерских сайтов (РСЯ). Мы имеем опыт в большом числе проектов, поэтому знаем разброс по конверсиям в разных тематиках.

Зная бюджет, объем трафика и данные по конверсии, мы можем вычислить число заявок с сайта в месяц, и их стоимость.

Допустим, трафик из Я.Директ на сайт 18 000 посетителей в месяц, бюджет на рекламу 300 000 рублей. Конверсия в зависимости от сезона 1%-3%.

Получаем число заявок с сайта в месяц 180-540. Стоимость одного лида 555-1666 рублей. На этом этапе мы понимаем, стоит ли заниматься контекстной рекламой, или выбрать другие варианты продвижения (SEO, контент-маркетинг и т.п.).

Стоит заметить, что не всегда есть аудитория, которая напрямую ищет ваши товары и услуги, но уже есть своя база постоянных клиентов, которым нужен удобный информационный ресурс. Это так же позволяет разгрузить менеджеров вашей компании.
Экономия времени и денег
В каждом проекте мы учитываем ресурсы:
  • Контент;
  • Время;
  • Компетентный сотрудник;
  • Деньги.

Например, если некому готовить контент или некому его поддерживать, мы можем упростить структуру и наполнение сайта. В случае, когда бюджет и время ограничены (скажем, вы готовитесь к выставке, или заканчивается сезон продаж), мы можем сформировать концепцию одностраничного сайта, но с аналитикой для «многостраничника» на следующем этапе.

Принимаются во внимание и особенности тематики:
  • Спрос (объем аудитории);
  • "Боли" покупателей.
Допустим, вы планируете создать сайт сервиса по продаже запчастей для «Газелей». Если проанализировать спрос, прикинуть примерное число машин в условном Саратов, и частоту техобслуживаня, можно прийти к выводу, что делать полноценный интернет-магазин с возможностью покупки запчастей онлайн нет. Он никогда не окупится.

Вполне достаточно одностраничного сайта с вашими преимуществами и файлом выгрузки складских остатков.
Удобный ресурс
Важно не делать лишнего. Можно переплатить за функционал, который не нужен, или дорогой дизайн, который оценит лишь 5% вашей аудитории.

При разработке концепции мы учитываем ресурсы, цели компании и роли участников в разработке и продвижении сайта. И «боли» аудитории с помощью изучения поисковых запросов по вашей тематике.

Участники процесса:
  • Владелец компании;
  • Ответственный сотрудник со стороны бизнеса;
  • Менеджер проекта (со стороны подрядчика);
  • Дизайнер;
  • Верстальщик;
  • Программист.
Все разговаривают на разных языках, поэтому мы отрисовываем будущий сайт в виде прототипов страниц. Плюс забывают про самое главное ― удобство пользователя.

Прототипы ― это макеты будущих страниц с описанием принципов их работы. Ниже пример главной страницы сайта стоматологической клиники.
На картинке блоки отмечены цифрами. Ниже по списку под этими же номерами описывается принцип работы каждого элемента:
  1. Статусная строка. Важное сообщение. Например, об изменении режима работы на праздники. Выводится посетителю один раз в сутки. По нажатию на «понятно» статусная строка скрывается. Администратор сайта может задать содержимое строки, включить или отключить ее отображение.
  2. В логотипе указываем, что это стоматологическая клиника, которая работает с 2004 года. Это нужно, чтобы посетитель на любой странице сразу понимал, на какой сайт перешел.
  3. При клике на ссылку «версия для слабовидящих» посетителю доступны настройки и возможность вернуться в обычную версию сайта.
  4. Блок режима работы и ссылок на соцсети. Режим работы задается администратором сайта.Каждую ссылку на соцсеть можно задать вручную в админке. Предусмотреть отображение основных соцсетей: Youtube, ВК, FB, ОК, Instagram.
  5. Кликабельный телефон. Ссылка формата tel:88412XXXXXX.
  6. При нажатии на кнопку «онлайн-консультация» показываем блок выбора мессенджера (см. буллит 12).
  7. Это инфоблок для гостей города. Определяем по ip посетителя его регион. Если это не Пенза, показываем этот блок. По клику на кнопку посетитель перенаправляется на страницу о стоматологическом туризме. Показываем один раз за сеанс (т.е. при заходе на сайт).
  8. Меню услуг. При прокрутке страницы скрываем «шапку» с логотипом и верхним меню. Меню с услугами фиксируем слева. Администратор может задать сортировку пунктов. Для каждой услуги отрисовать иконку и дать возможность заменить ее в админке.
  9. Вид зафиксированного меню. Т.к. мы скрываем основное меню и «шапку», добавляем логотип (ссылка на главную), телефон и иконки соцсетей. Если пункты меню не умещаются в видимой части экрана, показываем прокрутку.
  10. Слайдер. Показываем число баннеров буллитами, управляющие стрелки для прокрутки. Каждый слайд состоит из фоновой картинки, текстового блока поверх картинки (заголовок, текст) и кнопки-ссылки для перехода.
  11. Блок информации о клинике. Заголовок блока - H1.
  12. Блок онлайн-консультации через мессенджеры. При нажатии на «Напишите нам..» показывается блок со списком доступных мессенджеров.
  13. Слайдер с краткой информацией о врачах: фото, ФИО, специализация, опыт работы. Элементы навигации: управляющие стрелки, буллиты. При клике на кнопку «Все врачи» переход на страницу о врачах.
  14. Логотип, наименование клиники, автоматическое определение года для знака копирайта.
  15. Блок со ссылками на страницы юридической информации.
  16. Копия блоков 4, 5, 6 из шапки.
  17. Блок для кодов счетчиков, пикселей соцсетей и прочего.

А на основе нашего концепта получился вот такой дизайн (ссылка на разработчиков):
Настройка сервисов и аналитики
Этот блок концепции про особенности поискового продвижения и настройки аналитики ― какие сервисы нужно подключить: карты, панели вебмастеров, системы сбора статистики посещений, настройка целей и конверсий.

Эти манипуляции напрямую связаны с целями вашего бизнеса. Если нет статистики, насколько хорошо или плохо работает реклама, есть ли запросы покупателей с сайта, и какого они качества - вся работа бесполезна.

В большей части проектов как минимум, подключаются:
  • Я.Вебмастер, Google Search Console;
  • Google Analytics и Я.Метрика;
  • Отслеживание целевых действий: коллтрекинг и заполнение форм.
Даже если у вас сейчас нет аналитика, данные нужно собирать! Ведь когда-нибудь он появится, и первое, что потребует ― данные для анализа.
Вместо итога
Если вы дочитали до конца, то, вероятно, уже обжигались на переработке уже готового (и оплаченного) сайта заново. И задумались о разработке концепции.

Чем хорош данный подход:
  • Ставит на место голову;
  • Документ становится основой для маркетинговой стратегии;
  • Разговор всех участников на одном языке;
  • Исключается вариант «компания отдельно, сайт отдельно»;
  • Сильно экономит время на больших и сложных проектах;
  • Заметно удешевляет проект и сокращает число переделок.
Хотите посмотреть пример концепта сайта? Напишите нам!
Цены
Срок разработки концепции сайта 14-21 рабочих дней.
Начальный: 15000₽
Новые сайты, сайты региональных производств, услуг
  • Анализ ниши;
  • Создание структуры сайта;
  • Прототипы типовых страниц (карточек товаров/услуг, страниц о компании т. д.).
Made on
Tilda